вторник, 26 марта 2013 г.

Ахмед Закаев: "Я не верю в самоубийство Березовского"


Ахмед Закаев, один из экс-лидеров чеченских "сепаратистов", называющий себя главой правительства Чечни за рубежом, в эксклюзивном интервью Русской службе Би-би-си заявил, что не верит в то, что бизнесмен Борис Березовский находился в депрессии и мог совершить самоубийство.
Би-би-си: Когда вы в последний раз виделись с Борисом Березовским? Как он выглядел тогда, и о чем вы говорили, если не секрет?
Ахмед Закаев: Я в эти дни отсутствовал. Это мое первое интервью после смерти Березовского, поэтому я хочу выразить глубочайшие соболезнования друзьям и родственникам Бориса.
Мы с ним встречались, наверное, где-то месяц назад. После этого мы разговаривали только по телефону. Я бы не сказал, что он был в каком-то удручающем состоянии, что он выглядел потерявшим веру или стремление бороться и продолжать жить. Это не в его характере.
Би-би-си: Очень многие сейчас говорят, что в последнее время он принимал антидепрессанты, и у него была депрессия...
АЗ.: Я не могу ни отрицать, ни утверждать [этого]. Во время наших встреч и наших бесед с ним по телефону я ничего такого не замечал. Он оставался таким, каким я его узнал в 1996 году.
Вы знаете, что я последние 20 лет был вовлечен в политический процесс между Россией и Чечней.
Впервые мы с Борисом познакомились в Ингушетии в 1996 году, когда закончилась так называемая первая российско-чеченская война. Он входил в делегацию по переговорам с российской стороны.
Борис, будучи заместителем секретаря Совета Безопасности, в этой делегации являлся ключевой фигурой.
Я думаю, что тогдашний глава Совбеза и руководитель делегации Иван Рыбкин будет со мной согласен, что договор о мире в мае 1997 президенты Ельцин и Масхадов подписали главным образом благодаря Борису Березовскому.
Би-би-си: Как вы прокомментируете слова пресс-секретаря президента Владимира Путина Дмитрий Пескова о том, что Березовский написал письмо, в котором просил прощения и заявлял о своем желании вернуться в Россию?
АЗ.: Я не верю ни одному слову. Такого письма быть не могло. Если бы такое письмо было, то оно было бы опубликовано во всех СМИ сразу после того, как он его направил. Борис до последнего оставался верен самому себе и не предавал те ценности, за которые он боролся.
Он к Путину относился как к диктатору, как к человеку, который свернул все свободы и задушил на корню все демократические процессы, которые начали проявляться в России во многом благодаря Борису Березовскому.
Березовский был не только бизнесменом. С 1996 года он являлся одним из ведущих политиков. Конечно, он, как и все мы, смертные, допускал ошибки. Однако разница между Путиным и Березовским заключается в том, что Борис Березовский признавал свои ошибки.
Он признал, что одной из величайших ошибок, которую он совершил, будучи в российской политике, было его участие в приводе к власти Путина.
Я не верю, что Борис после столь долгой борьбы с российским режимом, который возглавляет Путин, из-за какого-то проигрыша суда с Абрамовичем изменил самому себе.
Би-би-си: Но говорят, что этот проигрыш осложнил его финансовое положение, что сильно повлияло на его психологическое состояние?
АЗ.: Если говорить правду о его финансовом положении… Если вы читали заявления прокуратуры, что они будут добиваться того, чтобы вернуть, как они говорят, незаконно нажитое Борисом. Это говорит о том, что у Бориса было много чего, говоря о материальных ценностях. Те 25 или 30 млн фунтов, которые он проиграл в суде, не могли являться чем-то определяющим в его борьбе, и для его материальной базы.
Би-би-си: Однако бракоразводные процессы, продажа Березовским каких-то своих вещей, а также тот факт, что у него остался всего один охранник - это ведь все свидетельства того, что его дела шли не очень хорошо…
АЗ.: Знаете, от охранников тоже со временем устаешь. Какая-то сверхохрана Борису в этой стране [в Британии] не была нужна, потому что мы, и Борис, и я, находимся под защитой властей Великобритании, так как получили здесь политическое убежище.
Би-би-си: Вам могут возразить, что Александр Литвиненко тоже находился под защитой британских властей…
АЗ.: На Александра Литвиненко не было совершено вооруженного нападения, а сыграли на его человеческих чувствах - вошли в доверие, напоили чаем. Если такое задумают, то никакая охрана не может спасти человека от того, что он выпьет или нет чашку чая. Это уже зависит от натуры человека.
Несмотря на свое профессиональное прошлое, Литвиненко, в отличие от Березовского, был до невозможности доверчивым человеком. Он любил друзей, он любил жизнь… Однако мы сейчас говорим о другой теме.
У Бориса такой необходимости в вооруженной охране не было. На начальном этапе это считалось модным – больше охранников, машин и дворцов - это было тогдашнее российское восприятие мира.
Он постепенно освободился от совковых критериев и комплексов и начал жить по-настоящему как европеец. То, что он оставил себе одного охранника, не говорит о том, что у него не было средств для того, чтобы содержать охрану.
Я не являюсь ни кассиром, ни бухгалтером Бориса Березовского. Я не подсчитывал [его средств]. Но я не верю в то, что у него так плохи были дела, что он покончил жизнь самоубийством.
Би-би-си: Тем не менее вы упомянули о себе, о Березовском, о Литвиненко, и теперь вы остались в Лондоне в определенном смысле в одиночестве. Вы за свою безопасность опасаетесь?
АЗ.: Если следовать логике того, что происходит, и того, что произошло с моими близкими друзьями, то, конечно, можно превратиться в параноика. Но, к счастью, внутренне я не чувствую того, что я должен настолько беспокоиться за свою безопасность по одной причине. То, что мы делали и делаем, требует публичности.
Наши противники хотят, чтобы мы закрылись и ушли в подполье, чтобы нас было ни видно, ни слышно. И тогда наша борьба будет проиграна этому режиму.
Этого они от меня не дождутся. Мы все под Богом ходим. Если мне суждено умереть, то охрана не сможет меня спасти. Но предназначенный мне Всевышним срок я проживу, не предавая своих друзей, погибших и в Чечне, и уже здесь, и не предавая самого себя.
Я в принципе жизнь прожил, я старый человек… Такого письма с просьбой о прощении, о котором говорил Песков, я уверен, не дождались от Бориса Березовского и не дождутся от меня. А так, время покажет…
Би-би-си: Говорят, что вам раньше Борис Березовский оказывал финансовую помощь? Вы сейчас себя чувствуете человеком финансово независимым?
АЗ.: Эти разговоры долго шли, хотя они не были никогда чем-то подкреплены. У нас с Борисом не было общего бизнеса, общих бизнес-проектов. У нас был общий политический интерес. Для него - Россия, для меня - Чечня.
Никаких финансовых влияний в правительство Чечни за рубежом, которое я возглавляю, никогда не было. В этом не было необходимости. Я к нему с такой просьбой не обращался.
Источник: www.bbc.co.uk

Комментариев нет: