среда, 1 февраля 2012 г.

«Воины Аллаха» на Волге. «Вовремя» предлагает краткий обзор деятельности религиозных радикалов в Татарстане.


Истоки
В республике растет число преступлений экстремисткой направленности — об этом заявил министр внутренних дел РТ Асгат Сафаров на недавней коллегии министерства. Как было озвучено, в 2011 году сотрудниками полиции республики выявлено 18 преступлений экстремистской и террористической направленности, из которых 6 были совершены членами международной террористической организации казанской ячейки МТО «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», два – приверженцами идеологии «Ат-тифак валь-хиджра», девять – членами неформальных молодежных движений экстремистской направленности. Всего к уголовной ответственности по «экстремистским» статьям был привлечен 31 человек.
По информации экспертов, много лет анализирующих ситуацию в этнорелигиозной жизни Татарстана, приверженцы радикальных форм ислама стали проникать в республику ещё в начале девяностых годов прошлого века. Центрами распространения экстремистских идей стали крупные города Закамья – Нижнекамск, Альметьевск, Набережные Челны. Со временем радикалы появились в Казани.
Девственно-чистые в отношении всего, что касается религиозных дел, горожане, которым совсем недавно было позволено верить во что угодно, настороженно рассматривали молодых людей с окладистыми бородами, в серых почти до пят кафтанах и шапках такого же мышиного цвета. Кафтаны собирались у городских мечетей, что-то обсуждали, о чём-то негромко спорили, провожая пролетавших мимо казанцев равнодушными глазами, в которых порой мелькало едва заметное презрение. Казалось, что эти молодые люди способны одновременно находиться в двух разных мирах. В одном была унылая казанская улица, мечеть и поток струящихся мимо горожан, измотанных канителью опостылевших будней. В другом – проповеди о создании идеального исламского государства, священной задаче, которой необходимо добиваться всеми доступными, и прежде всего – вооружёнными способами.
Арабским умом
С получением де-факто независимости в 91-м году, Татарстан обрёл долгожданную для радикально настроенных татарских националистов свободу. Совободу, которую многие одиозные лидеры татарского национального движения, вроде Фаузии Байрамовой или лидера челнинского ТОЦ Рафиса Кашапова, воспринимали исключительно как уникальную историческую возможность создания на территории республики исламского государства.
Первым «звоночком» стал выход татарской мусульманской общины из Центрального духовного управления мусульман России и создание в 1992-м году своего собственного муфтията под патронажем Татарской партии национальной независимости «Иттифак». К концу 97-го года меджелис Молодёжного исламского центра «Иман» принял решение объединить духовную и светскую власть в республике. Главой этой новой, полусветской-полурелигиозной власти был заочно объявлен «имамовцами» тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев (хотя Шаймиев, который всегда подчеркивал важность толерантности в мультиконфессиональном обществе, на эту роль явно не подходил — прим.ред.). Первого президента РТ в «Имане» назвали не иначе как «первосвященником», и прямым текстом намекнули, что «сейчас наступил момент для приведения структуры нашей духовности в соответствие с установлением шариата».
В феврале следующего года главой Духовного управления мусульман Татарстана становится муфтий Гусман Исхаков, который наладил прочную деловую и финансовую связь с Саудовской Аравией, где, напомним, господствующий идеологией объявлен ваххабизм. Кроме того, новый муфтий стал сотрудничать с бизнесменами из Ирана, Эмиратов, Алжира и Кувейта. В Татарстан нескончаемым потоком хлынули делегации из арабских стран – советники, дипломатические миссионеры, коммерсанты и… проповедники. Последние с особенным рвением отправлялись в далёкую холодную Россию просвещать «тёмную» мусульманскую молодёжь.
Более 20-ти имамов от арабских фондов приехали работать в мечетях Закамья, которое впоследствии станет оплотом религиозного экстремизма в Татарстане. Кроме того, иностранцы стали преподавать в Российском исламском университете, который готовил будущих имамов для татарстанских мечетей, а также в медресе республики, открыто финансировавшихся арабскими фондами.
http://muslem.ru/

Комментариев нет: